День памяти Сорока Севастийских мучеников (9/22 марта).

Православная церковь в этот день вспоминает воинов-христиан (Севастийских мучеников), погибших в 320 г. во время гонений римского императора Ликиния. На окраине римской империи, в горах Армении, в маленькой пограничной крепости 40 воинов-христиан были брошены в темницу. Им предложили отречься от Христа, а когда они отказались – связали и поставили под стражей на всю ночь в ледяную воду Севастийского озера.

Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи, когда стражники уснули, один из них, по имени Аглаий, увидел чудо: над озером разлился свет, лед растаял, и вода в озере стала теплой а над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я – христианин!» – и присоединился к мученикам. Стоя в воде он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». Так Севастийских мучеников вновь стало 40.

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их. Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.

Крестьяне по всей России, вспоминая Сорок Севастийских мучеников, издавна пекли в этот день изделия из постного текста -«жаворонки».

Казаки называли день памяти Сорока Севастийских мучеников Сóроки или Жаворóнки. О сорока мучениках они вспоминали среди тающих снегов и холодных ручьев и говорили, что в этот день «зима кончается, весна начинается». Особая значимость этого праздника в народной среде была связана с его близостью ко дню весеннего равноденствия. Память о 40 мучениках сливалась с ожиданием весны. В народе верили, что в этот день прилетают 40 птиц, которые символизировали и души погибших мучеников, и приближение весны.

Первым вестником весны был жаворонок. Поэтому в этот день хозяйки пекли из сдобного теста печенье в виде жаворонков. Способы приготовления «жаворонков» различались в разных местах. Так в станице Сиротинской раскатывали небольшую круглую лепешку и ножом вырезали головку (вместо глаз иногда вставляли изюминки), крылья и хвост. В станице Котовской (Урюпинский р-н Волгоградской области) из теста вырезали половинку «птички», затем разрезали ее вдоль и разворачивали. В хут. Донском (Азовский р-н Ростовской обл.) делали из теста два небольших брусочка – «туловище» и «крылышки» (второй брусок оборачивали вокруг первого).

Эти печенья назывались – жаворóнки, пичушки или гýлюшки. Их давали детям, которые выходили с ними на улицу (иногда залезали на сенные прикладки, на крыши сараев), пели песни-веснянки и кликали весну:

«Жаворóнки, жаворóнки!

Няситя нам висну!

Нам зима надаела,

Фсё сена поела,

Салому даидаить…»;

«Жаворонки-господа,

Прилетите вы сюда,

Унесите зиму,

Принесите весну.

Зима надоела,

Всю сену поела».

Особая значимость детей в «закличках весны» была связана с народными представлениями о детстве, как о «начальной поре».

С Сóроками была связана народная примета: «если на Сóроки морозно, то будет еще 40 морозов (т.е. следует ждать холодов), а ежели не будет мороза, то весна скора придет».

В церкви в день памяти Сорока Севастийских мучеников совершается литургия и облегчается пост (разрешается растительное масло), чтобы сделать этот день торжественнее.

М.А. Рыблова
www.ryblova.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *