День памяти двух апостолов начали отмечать еще во времена раннего христианства (первые упоминания о празднике относятся к IV веку). По преданию, праздник сначала стали отмечать в Риме епископы, ведущие своё преемство от апостола Петра. 29 июня (по юлианскому календарю) 258 года в Риме были перенесены мощи апостолов Петра и Павла. Со временем содержание этого события было утрачено, и день 29 июня стал восприниматься как день общего мученичества святых апостолов Петра и Павла.
Около 324 года, при императоре Константине в Риме и Константинополе были построены первые храмы в честь апостолов Петра и Павла. С этого времени праздник стал особо значимым, а литургия более торжественной. Величие праздника связывается с тем, что после первых трёх веков гонений на христианхристианствообрело наконец-то статус официальной религии.
Согласно житию, Апостол Петр – уроженец города Вифсаиды, брат апостола Андрея, жил со своим семейством в Капернауме и занимался рыболовством. Звали его Симоном, а имя Петр (что значит камень) он получил от Иисуса Христа. Жизнь Петра освещена в Евангельском повествовании более других апостолов потому, что он все время находился рядом с Христом, особенно сильно был к Нему привязан. Он первым безоговорочно поверил в Божественное посланничество Господа. За это он был удостоен особой близости к Господу. Так, с апостолами Иаковом и Иоанном Петр был свидетелем воскрешения дочери Иаира, видел славу Господню на горе Фаворе во время Преображения, оставался со Христом в Гефсиманском саду накануне предательства Его Иудою. Но, несмотря на всю свою любовь и преданность, Петр не избежал страшного греха отступничества, который искупал потом всю жизнь. После ареста Христа он по малодушию трижды отрекся с клятвою от своего Учителя. Однако искреннее раскаяние его было принято Господом, и явившись в день Своего воскресения Марии Магдалине и другим мироносицам, Он повелел им: «Идите и скажите ученикам и Петру…». Вскоре Христос вновь утвердил Петра в апостольском звании, троекратно повторив: «Паси овец Моих». С тех пор Петр стал одним из самых смелых проповедников Евангелия. Петр прославился многими исцелениями, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу, бестрепетно свидетельствовал о Христе перед начальниками иудейскими и судом синедриона, был дважды заточен в темницы, обрекался на смерть, но после чудесных освобождений ангелом не оставлял своего проповеднического подвига. Он побывал в разных странах Востока и Запада и, наконец, мученически скончался в Риме около 57 г.
Его смерть связана с гонениями на христиан в дни правления римского императора Нерона. Предание говорит, что в те дни верующие просили апостола Петра уйти из города, освящаемого факелами из живых горящих христиан. Петр согласился. При выходе из Вечного города он встретил Путника, закутанного в синий плащ и радостно узнал в нем Христа. Но впрос плачущего от радости апостола «Куда идешь, Господи?», Христос ответил: «Иду в Рим, на новое распятие…». И тогда Петр понял, что должен сам разделить участь гибнущих.
Приговоренный к кресту, он попросил распять его вниз головой, считая себя недостойным умереть так, как умирал Господь.
Апостол Павел родился предположительно около 10 г. г Тарса, жители которого пользовались правами римских граждан. Он носил имя Савл, что значит «выпрошенный», «вымоленный», и только спустя некоторое время после обращения ко Христу стал называться Павлом.
Савл воспитывался при Гамалииле, известном иудейском законоучителе того времени, и вырос неистовым защитником иудаизма. Евангельская проповедь апостолов вызвала его горячее негодование, и он стал одним из главных их гонителей. Он даже отправился в Дамаск, в котором скрылись от иудеев многие из учеников Христовых, с тем, чтобы привести их в оковах в Иерусалим. Но на пути его поразил чудесный свет с неба, столь яркий и сильный, что он лишился зрения. В то же самое время Иисус Христос открылся ему, как то самое лицо, которое он гонит. С этого времени Павел сделался новым человеком и получил из уст самого Господа с Неба высокое назначение в звание апостола язычников. Вскоре последовало чудесное возвращение зрения и крещение Павла. С этого времени он становится ревностным проповедником христианской веры, которую он первоначально гнал с такою жестокостью. Совершенные им чудеса, основанные им церкви, его речи и послания, необыкновенный успех его апостольских путешествий, видения и откровения, которых он удостаивался от Бога, страдания, которые он претерпел за Христа, и, наконец, действительное засвидетельствование своей веры мученическою кончиною (как полагают, в Риме в 64 или 67 г.) – все это доставило ему право на высокое звание первоверховного апостола, а 14 посланий апостола Павла чтутся Церковью как источник истинного христианского учения.
Апостолы Павел и Петр почитаются «столпами» Церкви Христовой и первоверховными апостолами, их память празднуется в один день.
В народной традиции этот праздник назывался Петров (Петропáвлов) день. Отмечался 29 июня/12 июля и почитался на Дону, как особо значимый мужской праздник. Поскольку этому празднику предшествовал Петровский пост (народное название – Петровки), то непосредственно в день праздника разговлялись, устраивая в станичной избе «общественные пиры», в которых участвовали казаки-мужчины. И. Сулин в 1900 г. опубликовал интересный документ, относящийся к 1787 г. – письмо от капитанов Алексея Шурупова и Кирилла Дятлова, которое они (будучи командированы в станицу Казанскую) разослали станичным атаманам «по Дону от Вешенской до Казанской станицы» накануне праздника Петра и Павла: «Покорно просим не оставить, как приближается праздник Святых Апостолов Петра и Павла, будучи мы таперь не в домах, к разговлению, по одному из станиц ваших: барана, да также муки пшеничной, яичек и масла, сколько вам рассудится нам в Казанскую станицу прислать…».
День Петра и Павла в народном календаре был связан с расцветом лета и началом покоса трав. Апостол Петр почитался как покровитель засеянных полей и рыболовства, а также – хранитель ключей от Царства Небесного. На Дону говорили, что «по Петровке считают половину года: первая половина прошла, вторая началась». В некоторых казачьих станицах
до начала XX в. молодежь на Петров день «выходила на зелень» и делала рели (качели).
Во всех донских поселениях, выходя на первый покос трав, казаки и казачки надевали нарядную одежду. Старожилы рассказывали: «женщины на первый покос одевались, как на свадьбу – во все новое, цветастое». Так церковный день памяти святых апостолов сливался с народным праздником начала сенокоса.
Рыблова М.А. профессор, доктор исторических наук.
www.ryblova.ru