Согласно церковному преданию, Святой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклитианом и принят в его стражу со званием комита — одного из старших военачальников.
Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете Сената в Никомидии Диоклитиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь.
Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине». «Что есть Истина?», — повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами», — отвечал святой.
Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить себя, но принести, по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал такой ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда по приказу разгневанного императора оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, не причиняя ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем.
На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, святой Георгий вновь отвечал императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою». Тогда его колесовали. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклитиан решил, что истязаемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Затем воссиял дивный свет, и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши. И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!», — как святой Георгий восстал исцеленным.
Когда воины отвели его в капище, где был император, последний не верил глазам своим и думал, что перед ним другой человек или призрак. В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Это событие произошло 10 ноября 303 года, и впоследствии этот день стал отмечаться православными церквями.
Святой Георгиий Победоносец особо почитался в русской традиции. Не случайно было два дня его памяти (весенний и осенний). Русские песни о нем были сложены еще в годы монголо-татарского нашествия. В этих песнях римский полководец Георгий стал Витязем Егорием (или Юрием), заветным образом князя, воина и защитника. Когда князь Дмитрий Донской (впервые после Батыева нашествия, полутора веков татарского ига) начал чеканить свою (московскую, русскую) серебряную монету, на ней был выбит всадник с копьем. Этот же всадник был изображен при Дмитрии Донском на гербе Москвы. На Руси конца XVII в. монету с изображением Георгия Победоносца давали воинам в награду за храбрость. Ее носили на шапке или на рукаве. В 1769 г. при Екатерине II был учрежден орден святого Георгия, офицерский Георгиевский крест «для награждения отличных военных подвигов и в поощрение в военном искусстве». В 1807 г. был учрежден солдатский Георгиевский крест, имевший 4 степени. Полки, до последнего стоявшие под вражеским огнем, награждались в русской армии Георгиевскими штандартами или Георгиевскими серебряными трубами. Георгиевские награды можно было заслужить только в бою, а потому их особо ценили.
Этот святой особо почитался казаками, как воин, а день его памяти превратился в день почитания георгиевских кавалеров. Сохранилось описание того, как праздновался Георгиевский праздник в Новочеркасске 26 ноября 1878 г. В этот день в столицу Донского края по приглашению войскового наказного атамана прибыло 88 георгиевских кавалеров – представителей «нижних чинов» и 98 офицеров, в том числе генералов. После молебна в храме гости были приглашены в дворянский клуб на торжественный обед, где в их честь произносились здравицы, а вечером – в театр.
М.А. Рыблова
www.ryblova.ru