В этот день Церковь вспоминает двух братьев. которые, согласно легенде, были родом из Малой Азии. Их отец-язычник умер, когда они были еще детьми, а мать-христианка воспитала их в христианском благочестии. Когда братья выросли, они получили хорошее образование и стали искусными врачами: «стяжали благодатный дар Духа Святого силою молитвы исцелять душевные и телесные недуги людей». Они лечили даже животных, и при этом за исцеление никогда не брали никакой платы, строго соблюдая заповедь Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте».
Слава о братьях гремела по всей округе, и в народе их называли «бессребренниками». Однажды святых позвали к одной безнадежно больной христианке. После усердных молитв братьев она исцелилась; святые, по своему обыкновению, не взяли с нее никакой платы, однако она, желая хоть как-то отблагодарить их, тайно пришла к Дамиану, принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во имя Святой Живоначальной Троицы — Отца, Сына и Святого Духа». Услышав имя Святой Троицы, Дамиан не посмел отказаться, но Косма, узнав о случившемся, очень опечалился, решив, что брат нарушил их строгий обет. Когда ему пришло время отходить к Господу, он завещал, чтобы брата не хоронили с ним рядом. Когда умер и Дамиан, люди никак не могли решить, где будет его могила, но тут пришел верблюд, которого братья когда-то вылечили от бешенства, и человеческим голосом сказал, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана вместе с Космой, потому что «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради имени Божьего».
По легенде, святые братья и после смерти совершили немало чудес. Рассказывали, например, как некий муж, отправляясь в дальний путь и оставляя свою супругу одну, в молитвах своих поручил ее небесному покровительству этих двух святых; когда же один из его друзей (в которого, по народному убеждению, «вселился враг рода человеческого») замыслил погубить его жену и она, увидев, что ей грозит опасность, воззвала к Богу, два грозных святых явились перед ней, и ее обидчик, бросившись в страхе бежать, упал в пропасть.
В связи с этими легендами Косма и Дамиан на Руси повсеместно считались покровителями брака, домашней птицы и многих ремесел. Но особенно их связывали с лекарством и кузнечным делом. В византийской традиции святые братья не были связаны с кузнечным ремеслом; однако на Руси народ, вероятно, связал по созвучию имя Кузьма со словом кузнь, кузница, и таким образом Кузьма стал кузнецом, а так как кузнецы обычно работали в паре (мастер и подручный), то Демьян, брат Кузьмы, тоже стал восприниматься как кузнец.
Косма и Дамиан (именуемые на Руси Козьмой и Демьяном) чрезвычайно почитались на Руси. При этом, в народном представлении, Кузьма и Демьян нередко сливались в единый образ Кузьмы-Демьяна, Кузьмодемьяна, Божьего Коваля, В русской традиции святые Кузьма и Демьян «ковали» свадьбу и брак, и в свадебных песнях к ним обращались с просьбой «сковать свадьбу крепкую» и «случить молодых». Кроме того, святые «ковали» и ледяные мосты поздней осенью на реках: «Закует Кузьма-Демьян — до весны не расковать», «Не заковать реку зиме без Козмодемьяна», «Кузьма-Демьян — кузнец, кует лед на земле и на воде» и т.п.
Поскольку Косма и Дамиан почитались как «кователи брака», их праздник на Руси относился к числу девичьих праздников.
На Дону именно со дня Козьмы и Демьяна в казачьих поселениях начинались девичьи и бабьи «запрядки». Девочки- подростки и девушки на выданье собирались отдельными компаниями на сиделки. Для этого нередко арендовали хату или курень у какой-нибудь одинокой старой женщины или жалмерки. Для отопления каждая участница посиделок должна была принести с собой кизяк. Приносили с собой также моченый тёрн, семечки, сушеные фрукты. Отпуская дочь на посиделки-запрядки, мать или бабушка давали ей задание: сколько напрясть или связать. Однако выполнить заданное получалось далеко не всегда, так как на сиделки девушек обычно приходили парни. Они мешали девушкам рукодельничать (вытаскивали спицы из вязания, гасили огонь в лампе и пр.). В конце концов, девушки соглашались прервать работу и предавались забавам: танцам, играм (играли «в пряжку», «в кольцо» и пр.). По словам нашего информанта, на таких сиделках «пары свыкались, а потом женились».
В низовых казачьих станицах, где выращивали виноград, конец осени был ознаменован таким событием, как спуск вин из бродильных емкостей. По этому поводу устраивались сборы-беседы с дегустацией этих вин и обязательными песнями.
М.А. Рыблова
www.ryblova.ru