Праздник Крещения Господня установлен в воспоминание Крещения Иисуса Христа в Иордане от Иоанна Предтечи. Начало раздельного от Рождества Христова празднования дня Крещения относится ко второй половине IV в. Этот праздник относится к числу двунадесятых и отмечается православной Церковью также торжественно, как и Рождество Христово. Другое название этого праздника – день Богоявленья, Просвещения и праздник Светов.
Богоявленьем этот праздник называется потому, что при Крещении Спасителя миру явились все три лица Пресвятой Троицы, а также потому, что Иисус Христос был явлен Своему Предтече (Иоанну Крестителю), а затем и всему миру как истинный Мессия. По этому поводу св. Иоанн Златоуст говорит: «Не тот день, в который родился Спаситель, должно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение свое он сделался известным, но через крещение, почему Богоявлением называется не тот день, в который родился, а тот, в который крестился».
Просвещением и праздником светов Церковь называет этот день потому, что явившись через крещение как истинный Мессия, Спаситель знаменовал просвещение «сидящих во тьме и сени смертной». С явлением Христа у сидящих во тьме людей появилась возможность приобщиться к Свету. В древней христианской церкви в навечерие праздника просвещались, то есть принимали крещение оглашенные (приобщенные к учению Христа, но еще не принявшие таинства крещения). При совершении таинства горело множество светильников, и во время водосвятия верующие стояли с зажженными свечами в руках. Отсюда и произошли названия праздника – Просвещения и Светов.
День накануне праздника Богоявленья Церковь называет сочевником и предписывает строгий пост. Богослужение в этот день по торжественности приближено к службе в день Рождества. В конце Литургии совершается освящение воды, называемое великим. Оно установлено в память крещения Господня, а также напоминает о событиях из древних времен христианской церкви. Также как и при крещении оглашенных накануне Богоявленья в первые века христианства, православные люди, присутствующие при водосвятии и в наши дни, держат в руках зажженные свечи.
Освященная вода, согласно церковному преданию, обладает особыми свойствами. С ее помощью лечат больных; ею окропляют поля, домашний скот и пчел; используют для освящения жилищ. В прошлом была широко распространена традиция хождения по дворам священников со святой водой и поздравлениями православных христиан с Крещением Господним.
Непосредственно в день Богоявленья совершается ранняя (как и на Рождество) Литургия, после которой осуществляется торжественный крестный ход на источники и реки, где совершается водосвятие.
В посвященном празднику каноне излагается история Крещения Господня со всеми чудесными явлениями, ознаменовавшими вступление Иисуса Христа в общественное служение роду человеческому. Проводится также мысль, что Сам Господь не нуждался в очищении, а крестился для того, чтобы очистить нас от грехов, открыть миру Свое Божественное достоинство и просветить всех людей светом истинного Богопознания. Относительно внутреннего значения крещения говорится, что Иисус Христос, принявший с плотию человеческою все тяготевшее на людях бремя проклятия и смерти за грехи, погружается плотию Своею в струи Иордана в знамение того, что Он есть истребитель греха, разрушитель всеобщего проклятия и победитель смерти. В крещении своем он как бы потопляет греховность человеческого растленного естества, поражает диавола в самых убежищах его сокровенной бездны. В каноне говорится, что Крещение Спасителя является настолько же спасительным всему роду человеческому, насколько спасительно установленное Им таинство крещения для каждого человека в отдельности.
В народной казачьей среде праздник Крещения Господнева (по-народному, Крещенье, Хрещенье) знаменовал окончание Зимних Святок. Время святочных вечеров с молодежными забавами и девичьими гаданиями заканчивалось, наступала пора очищения от греховности, поэтому и основные обряды Крещения воспринимались в народной среде как очистительные. Накануне праздника убирали и мыли жилища. Каждый домохозяин окуривал дымом ладана и окроплял святой водой все места в доме и на подворье, которые считались в народе «пограничными» – отделяющими «свое» пространство от «чужого»: калитки, ворота, косяки дверей и окон.
В то же время символическими средствами восстанавливались порушенные в период святок границы: на воротах, дверях и наличниках молодежь рисовала мелом кресты, которые должны были отгородить мир людей от «нечистой силы». Углем рисовали кресты на беленых стенах жилищ (в народе говорили: «Нечистый ходит, кабы не влетел»).
В дни, предшествующие Крещению, соблюдали запреты на определенные виды работ: например, считалось, что работать можно только днем, а вечером – нельзя; и днем и вечером запрещалось прясть и сверлить, выносить из жилищ сор.
В целом же народная обрядность Крещения Господнева в народной среде была приближена к предписаниям Церкви. День накануне Крещения назывался на Дону Крещенским сочельником (варианты народных названий – Свечки или Голодная Кутья). В этот вечер, так же как и в Рождественский сочельник, есть можно было только с появлением первой звезды, но крещенское застолье было более скромным. Его основу составляла кутья, сваренная из пшеничных зерен, освященных в этот день в церкви.
Если в станице или хуторе была церковь, то вечером в Сочельник обязательно всей семьей посещали церковную службу. В станичную церковь на водосвятие приезжали из тех хуторов, где не было церквей. Из церкви привозили освященную воду, дома каждый из домочадцев выпивал ее по нескольку глотков, после чего приступали к разговленью. Перед тем, как сесть вечерять, несколько горстей освященного зерна бросали на иконы. Впоследствии это зерно брали с собой на первый выезд в поле и там съедали. Часть крещенской кутьи оставляли и отдавали наутро домашним животным.
Если в поселении не было церкви, то хозяйки самостоятельно готовились к водосвятию – сосуды с водой оставляли у колодцев, родников и источников. Считалось, что в крещенскую ночь Святой Дух нисходит на землю, и вода повсеместно освящается. Набрав такой освященной воды, нужно было возвращаться домой с соблюдением правил и запретов: нельзя было проходить через проточную воду (реку), даже по мосту; нельзя было оглядываться, даже если вас окликали. Считалось, что при нарушении этих запретов вода теряла целебную силу.
Ночью же начинали купаться в реках (в прорубях) и родниках. Считалось, что после 12 часов вода повсеместно освящается Божьей благодатью.
В больших поселениях, где была церковь, сооружали на реке прорубь – иордань, в которой водосвятие производил священник. «Иордань» вырубали в виде креста, в некоторых местах были умельцы, которые делали из ледяных блоков или снега царские врата, престол, скульптуры или портреты Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя. Раскрашивали их растительными и минеральными красками (обычно свекольным соком, желтой глиной, «синькой»), врата и престол обклеивали цветной бумагой. Иногда мужчины всю ночь охраняли «иордань», чтобы не допустить козней «нечистой силы».
Утром прихожане отправлялись на церковную службу, после чего совершался ход к «иордани» с иконами и хоругвями (казаки выходили еще и с развернутыми знаменами). Под пение хора священник освящал воду, в это время мужчины стреляли вверх из ружей, а мальчики выпускали голубей. Вслед за этим начинался ритуал омовений: в «иордань» погружали на простынях больных, купались раскаявшиеся грешники (в том числе и те, кто «рядился» на святки, т.е. участвовал в представлениях ряженых), омовения совершали по обету и пр. Прихожане набирали из «иордани» воду, считавшуюся святой и потому целебной. Действенным средством против нечистой силы считался и крещенский снег. В Навечерие Богоявления его собирали и бросали в колодцы, подмешивали в корм скоту. В народе также верили, что этим снегом можно было исцелить «разные немощи».
М.А. Рыблова
www.ryblova.ru