Главной частью празднования Нового года также были подворные обходы домов, совершаемые на так называемый Старый Новый год (13-14 января) – в день памяти св. Василия, а потому называвшегося также Васильевым вечером.
В этот вечер обходчики домов исполняли щедровки и кликали Авсеньку. В конце XIX – начале XX в. такие обходы чаще всего совершали дети, но раньше это была прерогатива взрослых казаков, причем начинали они с дома атамана. Это видно из текстов, которые в поздней традиции уже произносили дети:
Ав-се-ень, Ав-се-ень!
Мы ходили, мы ходили,
Во святые вечера,
Ав-се-ень, Ав-се-ень,
Мы искали, мы искали,
Атаманов курень,
Атаманов курень
На краю стоял….
Ох, пошли же мы гулять,
За татарами гонять,
За татарами гонять,
Да «языки» доставать,
К атаману слать,
Штоб спокойно спать.
Ов-се-ень, Ов-се-ень!
Мы прогнали всех татар,
Атаман, давай нам дар!».
Приводивший этот текст в романе «Смерть тихого Дона» П. Поляков, свидетельствовал, что подростки перед началом обходов выбирали предводителя группы – «атамана» и «обозного». По окончании обходов подростки «дуванили добычу», т.е. делили между собой собранные угощения
Принимая у себя обходчиков, хозяева примечали: «если придет первый мальчик – значит, корова бычка отелит, если девочка – то телушечку».
В некоторых местах дети кликали Сороку, т.е. пели: «Сорока-дуда, Иде была?». Группы обходчиков исполняли под Новый год также щедрóвки (украинского происхождения), сопровождавшиеся посеванием жилища зернами:
«Ой, пан, ты, пан,
Бог тебя зовет,
Два ляна
Третий пшеницы на поляницы,
Четвертый гречки на варенички,
А пятый овса – и щедровка вся.
Или, в варианте:
«Меланька ходила,
Василька просила:
«Васильку, дядьку,
Пусти меня в хатку,
Я жита не жала,
Золотой крест держала,
Золотой кадильницею
Ладан распускала!».
Радуйтесь, люди,
И к нам Господь будет,
Богу свечку ставьте,
А нам пирог дайте».
Хозяева подавали певцам деньги, хлеб, угощали водкой. Утром под Новый год мальчики ходили группами по домам и пели:
«Ходил Илья на Василья,
Заросился, замочился,
Где в поле волочился?
В поле, в поле плужок ходит,
За тем плужком
Сам Бог ходит,
Мати Мария
Обедать носила,
Бога просила:
Зароди, Боже,
Жито-пшеницу
И всякую пашницу».
При последних словах они полными горстями по всем сторонам дома разбрасывали зерна пшеницы, гороха и пр. При этом приговаривали: «Горох, поторох, дай, бабушка, пирог, а ты, дедушка, курочку и пшенички два мешка». Иногда мальчики изображали «квокчущих курочек» и «хрюкающих поросят» с пожеланиями, чтобы у хозяев водились и куры, и свиньи. За это хозяева одаривали посевальщиков деньгами или продуктами.
Особую активность в новогоднюю ночь проявляла казачья молодежь. Нередко молодежные обходы с «кликаньем Авсеньки» сопровождались так называемыми ритуальными молодежными бесчинствами. Молодежь (преимущественно, парни) собирались группами и воровали у одностаничников оставленный во дворе сельхозинвентарь, снимали с петель и уносили калитки, двери сараев и пр. Станичники относились к этим проказам весьма снисходительно, поясняя: «Ворота поснимали – эт штоп новый год вошел».
М.А. Рыблова
www.ryblova.ru