В основу праздника положено предание о явлении Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе в 910 году. В это время (в правление императора Льва Мудрого) Византийская империя вела войну с мусульманами сарацинами. Константинополю угрожала опасность. В воскресный день 1 октября во время всенощного бдения, когда Влахернский храм был переполнен молящимися, юродивый Андрей (славянин, в молодости попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство) в четвёртом часу ночи, подняв глаза к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озарённую небесным светом и окружённую ангелами и сонмом святых (ее сопровождали Иоанн Креститель и Иоанн Богослов).
Богородица долго и слезно молилась, а по окончании молитвы подошла к престолу и, сняв с Себя покрывало, распростерла его над всеми, присутствующими в храме. После ухода Богородицы, покрывало сделалось невидимым, но осталась Ее благодать.
Время установления праздника на Руси точно не определено; есть предположение, что он был заимствован от Константинопольской церкви, которая впоследствии его оставила. Большинство исследователей связывают историю появления праздника с именем князя Андрея Боголюбского (XII в.).
На Дону Покров Пресвятой Богородицы почитался как «великий праздник». Здесь он имел особое значение для мужчин казаков. Это было связано с преданием о явлении казакам – участникам осады Азова в 1641 г. Пресвятой Девы – «жены прекрасной в багряной ризе», которая выступила как их покровительница и защитница. В столичном Новочеркасске этот праздник отмечали особенно пышно – здесь устраивали войсковую панихиду с выступлениями певчих хоров, воинским парадом, конно-спортивными состязаниями и трапезой. На Монастырском урочище (где были похоронены защитники Азова) собирался Казачий круг, на котором совершалась торжественная панихида и поминки. Торжественно праздновали этот день и в крупных верховых станицах.
Казаки считали Покров днем окончания лета («лету провожали»). В этот день на гулянья собирались компании родственников и соседей, «ходили с песнями и гармонями». В некоторых поселениях ходили друг к другу в гости в течение всей недели после Покрова.
Если в этот день шел снег, то дети приговаривали: «Покров, скорей землю укрой!». Во многих местах на Покров девушки, встав рано утром, выходили во двор и «просили себе женихов». Вместе с тем, на Покров нельзя было венчаться и «делать свадьбы».
М.А. Рыблова
www.ryblova.ru