Постами в церковной традиции называются особые сроки, установленные для того, чтобы побудить верующих усиленно позаботиться в это время о спасении души, очиститься от греховных привычек и укрепить свою волю в борьбе с соблазнами. Традиция постов ведет свое начало от первых времен христианства.
С внешней стороны пост заключается в пищевых ограничениях (в продолжение одного или нескольких дней пища не вкушается, или вкушается только определенная – рыбная, но не мясная и т.д.). С внутренней стороны пост заключается в усилении дел христианской любви и милосердия.
Изображая характер истинного поста, Святая Церковь говорит в своих песнопениях: «Истинный пост есть: злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления»; «Постящиеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды; всякое списание неправедное раздерем; дадим алчущим хлеб, и нищия бескровныя введем в домы; да примем от Христа Бога велию милость».
Разделение постов
Посты разделяются на однодневные и многодневные. К первым относятся посты:
1) в среду – в воспоминание предательства Спасителя Иудою;
2) в пятницу – в воспоминание о Страданиях и Смерти Иисуса Христа;
3) в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня (14/27 сентября);
4) в день усекновения главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября);
5) в Сочельник или канун Дня Крещения Господня (5/18 января ).
Многодневных постов четыре:
1) Рождественский или Филиппов пост – установленный для достойного приготовления верующих к празднику Рождества Христова, и продолжающийся 6 недель (с 14/27 ноября по 24 декабря/6 января);
2) Великий пост, продолжающийся 7 недель перед Пасхой и состоящий из двух постов: а) Святой Четырехдесятницы или 40-ка дневного поста (в воспоминание сорокадневного поста Спасителя) и б) Страстной седмицы;
3) Петров пост или Апостольский, в честь Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла (начинается через неделю после Троицына дня и продолжается до 29 июня/12июля по ст. стилю – Дня памяти Апостолов);
4) Успенский пост, продолжающийся две недели (с 1/14 по 15/28 августа перед праздником Успения Божией Матери). Он называется также Богородичным и Спасовым.
Обязательным условием празднования Церковь всегда считала совершение в храмах таинства евхаристии, а для прихожан – обязательное участие в эти дни в общественном богослужении. Церковь также предписывала соблюдать определенные нормы поведения в праздничные дни: освобождать себя от мирских занятий и трудов, совершать благотворения в пользу церкви и дела милосердия для ближних, избегать увлечения чрезмерными пиршествами и увеселениями; но, в то же время – совершать и праздники, и посты в духе светлой радости.
Рыблова М.А., профессор, доктор исторических наук.
www.ryblova.ru