Рождество Христово (25 декабря/7 января)

Этот праздник установлен Церковью в воспоминание Рождества Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском. До конца IV в. это событие отмечалось 6 января, вместе с Крещением и называлось Богоявленьем. Собственно празднование Рождества относится к I веку. Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом, который называется Рождественским или Филипповским. Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному Уставу в этот день полагается вкушать сочиво – обваренную пшеницу с медом, поэтому этот день называется Сочевником или Сочельником.

Донские казачки также вечером накануне Рождества (в Рождественский Сочельник) варили кутью – кашу из толченых зерен пшеницы, смешанных с сытой (медом с водой) и узвар (напиток из сухофруктов). Узвар и кутья стояли до обеда в святом углу («на покутях») на сене, в воспоминание о том, что Христос родился в яслях. Во многих станицах Дона этот день именовался Кутьею. В Сочельник никто не ел до появления на небе первой звезды; при ее появлении на стол ставили кутью, зажигали перед иконами свечи. Вся семья на коленях молилась, прося Бога, чтобы он послал хороший урожай, приплод скота. Затем садились за стол ужинать. По обычаю, оставшуюся от ужина кутью вновь ставили под иконы на сено. Она стояла там до Крещенского сочельника. Сено затем отдавали коровам, «чтобы их не могла доить ведьма». Поздно вечером дети и подростки носили кутью (этот обычай назывался носить вечерю) по родственникам и крестным. Хозяева благодарили детей, одаривали гостинцами и просили: «Поминайте наших родных». Часть семейной рождественской кутьи предназначалась для бабок-повитух.

Важнейшей частью Рождественского праздника было посещение церкви, где проходило Великое повечерие, которое соединялось с рождественской утреней, составляя всенощное бдение в церкви. В народе Рождественскую ночь считали самой тихой, самой светлой и самой святой ночью в году. По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердцем.

7 января на рождественский ужин обязательно подавались блины, с древности считавшиеся «поминным» блюдом. Вообще к Рождеству готовилось множество блюд и угощений, так как в каждом доме ожидали гостей. В большом количестве приготавливались мясные блюда (из мяса гусей, уток, свинины). Обязательно подавался холодец (холóдное).

В рождественскую ночь совершались колядования и славления, в которых принимали участие парни, девушки, дети, молодые мужчины и женщины. Сигналом для начала подворных обходов было пение «первых петухов». Представители разных половозрастных групп собирались отдельно и совершали обходы домов. Они исполняли песнопения, посвященные Рождеству Христову, или колядки – песни народного происхождения, представляющие собой поздравления с пожеланиями хозяевам добра и счастья и завершавшиеся просьбой о подаянии. Начинали обычно с исполнения ирмоса «Христос рождается, славите» (отсюда и название – «славление»). Хозяева должны были одаривать славильщиков и колядовщиков. Перед началом славлений, обходчики спрашивали у хозяев разрешения: «Разрешите Христа прославить?». Получив согласие, пели ирмос, читали стихи. В заключение говорили: «Здорово ночевали! С праздником, с Рождеством Христовым!». В отдельных станицах отмечена традиция хождения по домам мальчиков, изображавших волхвов, со звездой.

Славить Христа ходили группы взрослых казаков, стариков и старшин. Старики начинали обход с дома атамана, после чего и сам атаман нередко присоединялся к ним. Пели обычно ирмос «Христос рождается, славите» и тропарь праздника «Рождество твое». Собранные за славление деньги старики отдавали в церковь («на собор») или покупали мед для своих «бесед». Обходы молодежи иногда сопровождались ряжениями, которые православная церковь строго осуждала.

Колядки (песнопения с упоминанием имени древнего божества Коляды) со временем утратили языческое наполнение и превратились в простые прославления тех, чьи дома посещали обходчики. Под окнами домов, в которых жили молодые парни, девушки пели, например:

«Ой, рано, рано куры запели,

А еще раньше (имя парня) у(в)стал.

Святой вечир!

Лучком забряцал,

Стрелою засветил,

Братьев побудил.

Вы, братцы, вставайте,

Коней седлайте,

И поедем во чисто поле

На гулянье…»

Под окнами домов, в которых жили девушки, пели величанье:

«Ой, красна, рясна калиночка в луге,

А еще краснейша (имя хозяина) дочка.

Святой вечер!…».

Вот как описывал рождественские обходы домов разновозрастными группами донской писатель П. Поляков: «В пять часов утра зимой вставать никто бы и не подумал, если бы не знатьё, что придут сегодня из Разуваева христославы. Поэтому никто и не удивился, услыхав ни свет, ни заря собачий лай во дворе. Поднявшись до петухов, отмахали первые христославы расстояние от Разуваева до хутора Пономаревых в рекордное время. Совершенно промерзшими стоят они пред темным еще домом, с плотно закрытыми ставнями:

– Во имя Отца и Сына!

– И Святого Духа!

С десяток мальчишек сразу всей толпой, врываются в кухню…Мотька уже зажгла свечи на елке. Гости выстраиваются у стены против еще с вечера стоящего боком открытого рояля. Во все глаза глядят они на собравшихся в зале хозяев, на своего предводителя, и лишь по его знаку, сразу, одним духом, не спуская глаз с лампады под иконами, начинают:

– Рождество твое, Христе Боже наш…

…Едва выговорив последнее слово тропаря, весь хор дружно приветствует хозяев:

– С праздником, с Рождеством Христовым!».

После обмена поздравлениями следует одаривание славильщиков: «Мама оделяет их пряниками, конфетами и кусками сахара. Кухарка кладет в припасенный на то мешок пирогов, колбасы и сала… Все обходят вокруг елки, получают от Семена яблоки, орехи и засахаренные фрукты. Дедушка подводит к подносу, полному сладостей:

– А ну – дувань, ребята!..

Не успели уйти малыши, как являются подростки. Все происходит так же, как и у первых христославов… Уходят и подростки, едва таща мешок с полученными подарками. А так часу в девятом извещает собачий лай о прибытии третьей группы, казаков-служивых.

Одетые в полную парадную форму своих полков, зачесав чубы и чисто выбрившись, еще дома хватив по рюмочке по случаю праздника, ведут они себя сдержанно и с достоинством, говорят тихо и почтительно. И эти выстраиваются возле елки и поют всё положенное, так, как и детишки, только вместо слова «волхвы» серьезно выговаривают: «Волки же со звездою патишествують!». Никто их не поправляет…».

В праздник Рождества Христова обходили дома своих прихожан и священнослужители. Обычай этот напоминает Ангелов, возвестивших пастырям о рождении Спасителя и самих пастырей, поклонившихся родившемуся Христу. «Славленье» священнослужителей состояло в пении тропаря, кондака, и иногда следующей стихиры, которая поется в церкви на всенощной после Евангелия: «Слава в вышних Богу и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем сидящего присно со Отцем, днесь Ангели Младенца рожденнаго благолепно славословят: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

М.А. Рыблова
www.ryblova.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *