Этот двунадесятый праздник Православная Церковь отмечает на сороковой день после Рождества. Согласно евангельскому преданию, на 40-й день после рождения младенца Христа Матерь Божия, по древнему обычаю Иудеи, принесла его в древний Иерусалимский храм. Там она встретила незнакомого ей проповедника Симеона, которому было дано откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса. Симеон взял Богомладенца на руки, и, благословив, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» [Лк. 2, 29 — 32]. Так произошла встреча (сретенье) благочестивого старца и младенца Иисуса, в более широком контексте – встреча человека с Богом, Ветхого завета с Новым.
Согласно же народным приметам, в этот день зима встречалась с весной. Казаки считали, что в этот день они борются между собой, и, наблюдая за погодой, старались определить «победителя»: «если хорошая погода, то весна победила; если в этот день мороз – то зима, и она будет долгой». По этому празднику определялись сроки начала весенних полевых работ: если день выдавался солнечным, ждали оттепели, а если облачным – морозов.
Сретением заканчивался цикл зимних народных календарных праздников.
М.А. Рыблова
www.ryblova.ru