Успение Богородицы – праздник, посвященный событию, которое не описывается в Библии, но о котором известно благодаря Преданию Церкви. Самое слово «успение» на современный русский язык переводится как «смерть».
Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса, осталась на попечении апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей. Здесь она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял ее к себе. Во время одной из таких молитв, совершаемой Богородицей на месте вознесения Христа, ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится ее земная жизнь и Господь возьмет ее к себе.
Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ее ложа. Сам Спаситель в окружении ангелов сошел к ней, чтобы забрать ее душу с Собой. Пресвятая Богородица обратилась к Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидившись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, после чего раздалось ангельское пение.
После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы и, таким образом, убедились в ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни».
Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что обычная человеческая смерть, связанная с возвращением тела в землю, а духа – Богу, не коснулась Ее. В тропаре праздника звучат слова: «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».
День Успенья Пресвятой Богородицы на Дону назывался Успеньм. Этим двунадесятым праздником (15/28 августа) заканчивался Успенский пост. На Успенье же казаки разговлялись: обязательно резали барана или ягнят. Скорее всего, эта традиция связана с поминальной символикой: день Успенья считался траурным днем, а баранина была предпочтительным блюдом на любых поминках (если они не приходились на постные дни).
Успенье на Дону отмечали два дня: утром первого дня посещали церковь, после чего молодежь заводила карагоды, а взрослые и старики собирались кампаниями играли в карты, в орла и пр. В ст-це Ново-Александровской на Успенье устраивали ярмарку. Возвращаясь с ярмарки домой, казаки с хуторов устраивали скачки запряженных в пары лошадей.
Существовало на Дону поверье: на Успенье нельзя ходить босиком, чтобы «не собрать все болячки».
М.А. Рыблова
www.ryblova.ru