Великий пост

От Масленицы до Пасхи православные христиане держали 49-дневный Великий пост – период строгого воздержания, покаяния и молитвы. Это время духовного совершенстования и внутреннего очищения, которое было подготовкой к встрече праздника Пасхи. Оно складывалось из двух постов – сорокадневной Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы (недели).

Первые 40 дней Великого поста (Святая Четыредесятница) напоминают христианам о том, как 40 дней после Крещения Христос пребывал в пустыне за рекой Иордан. Первая неделя Великого поста называется Чистой седмицей. Она отличается особой строгостью поста и продолжительностью богослужений. Первый день этой недели (следующий за Прощеным воскресеньем) называется Чистым понедельником, в течение которого христиане вспоминают о том, как Христос был предан учеником, оставлен людьми, распят на кресте, оплакан Матерью и учениками, положен во гроб, а в третий день по распятии – воскрес из мертвых.

С понедельника по четверг первой седмицы Великого поста в храмах на великих повечериях читается покаянный канон святого Андрея Критского. Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской. Великий канон завершается тропарями в честь его творца –святого Андрея Критского.

В первое воскресение Великого Поста Церковь отмечает праздник Торжества Православия. В этот день в 843 году в Константинополе по инициативе императрицы Феодоры прошел собор, осудивший ересь иконоборчества и восстановивший почитание икон. В этот день в церквях было принято провозглашать иконоборцам «Анафема!». В конце Литургии в этот день священнослужители совершают молебенное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращение на путь истинный всех отступивших от Церкви. Дьякон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е., объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многие года» – живущим.

Вторые семь дней Великого поста называются Седмицей светотворных постов. В это время церковь молит Господа преимущественно о благодатном освящении постящихся и кающихся.

Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы, жившего в XIV в. и раскрывшего учение о силе поста и молитвы.

Третье воскресенье Великого поста называлось Крестопоклонным, так как на всенощном бдении в этот день в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие. Соответственно четвертая неделя Великого поста называется Крестопоклонной. Среда Крестопоклонной недели была серединой поста, а потому называлась в народной среде Средокрестием и отмечалась особыми обрядами.

Четвертое воскресенье Великого поста посвящено памяти прп. Иоанна Лествичника. В богослужении этого дня Церковь предлагает высокий пример постнической жизни святого, написавшего сочинение, в котором он показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих верующих к Престолу Божию.

Пятое воскресенье Великого поста посвящено памяти Марии Египетской. Пятая неделя носила название Похвальной седмицы. Она отмечена двумя особыми богослужениями: в среду вечером или в четверг утром на этой неделе в храмах совершается так называемое стояние в честь св. Марии Египетской, прочитывается Великий канон, сложенный святителем Андреем Критским в конце VII века («Душе моя, душе моя, восстань, что спишь…») и канон в честь св. преподобной Марии Египетской – раскаявшейся грешницы. Делается это для того, чтобы указать грешникам пример покаяния.  В субботу пятой недели Великого поста в храмах читается акафист Божией Матери. Похвала Богородице и дала название всей седмице. Она была установлена византийской церковью в благодарность Божьей Матери за неоднократное спасение ею Константинополя от врагов (первое из которых состоялось на пятой неделе поста). Значение акафиста заключалось также в утверждении надежды кающихся на небесную заступницу – Пресвятую Богородицу.

Шестое воскресенье Великого поста называлось Вербным, а шестая неделя – Вербной седмицей, когда вспоминается вход Господа в Иерусалим.

Седьмая неделя Великого поста, следующая за Четыредесятницей, носит название Страстной. Она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя: Его страдания, смерти, погребения. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной седмицы называются Великими.

Великий пост в казачьих семьях соблюдался очень строго. Пища в эти дни состояла из «сухих» (т.е. постных) щей, кваса, взвара (компота из сухофруктов), арбузного меда (нардека), постных каш и овощей (картошка, капуста и пр.). Во многих казачьих семьях в течение поста (при ограничении на звучание мирских песен) исполнялись духовные стихи. Обычно их пели за совместной домашней работой.

В течение Великого поста в казачьих станицах и хуторах совершались также обряды призыва, «закликания» весны и первого выезда в поле. В течение поста нужно было очиститься от накопившейся за зиму духовной скверны и подготовить себя к акту общения с землей – пахоте и другим земледельческим работам. Особыми обрядами отмечали Средокрестие (середину поста), День памяти Сорока Севастийских мучеников; вспоминали Алексия – Божьего человека и святую Евдокию, праздновали Благовещенье.

 

День памяти святой преподобной мученицы Евдокии (1/14 марта)

Согласно тексту жития, Евдокия была самарянкой, проживала в финикийском городе Гелиополе. Будучи красавицей и блудницей, она заработала огромное состояние, но впоследствии раскаялась и была обращена в христианство монахом Германом. Став христианкой, Евдокия отдала все свое состояние Гелиопольскому епископу Феодоту и приняла постриг в женском монастыре, расположенном рядом с обителью, в которой жил Герман. После смерти игуменьи монастыря Евдокия, прославившаяся добродетелями и аскетизмом, была избрана её преемницей.

Вскоре до местных властей дошли слухи о том, что в монастыре сокрыто огромное сокровище, и местный правитель направил воинов обыскать монастырь. Воины три дня не могли войти в монастырь, удерживаемые божественной силой, а затем на них напал огромный змей, уничтоживший почти весь отряд. Житие сообщает, что Евдокия имела видение, что ей суждено пострадать за Христа. Она взяла Святые Дары и добровольно отдала себя в руки воинов. Евдокию привели к наместнику Диогену, который был восхищен её красотой. Однако она исповедала себя христианкой и выразила готовность пострадать за Христа. Тогда наместник велел повесить ее на дереве и четырем воинам жестоко бичевать. Воины обнажили ее до пояса и повесили. При этом с груди ее спала часть Пречистого и Животворящего Тела Господня, взятая ею при выходе из монастыря. Слуги, не зная, что это такое, подняли и принесли наместнику. Протянув руку, он хотел взять ее, и тотчас часть Пречистого Тела Владыки превратилась в огонь, и великий пламень попалил слуг мучителя и повредил левое плечо самому наместнику. После этого на наместника «ниспал <…> огонь, как молния, и умертвил его, опалив тело, как головню», но по молитве Евдокии он был воскрешён и стал христианином.

После этого Евдокия продолжила жить в своём монастыре и претерпела мученическую смерть (усечена мечом) около 160—170 гг.

В России повсеместно были распространены представления о том, что Господь Бог поручил св. Евдокии воскрешать землю от зимнего сна (смерти) и дал ей ключи от всех весенних вод. Она могла по собственному усмотрению «пускать или не пускать» весну.

На Дону день памяти святой преподобной мученицы Евдокии считали началом весны и попросту называли Евдокией. В казачьих станицах на Евдокию хозяйки сажали и пересаживали комнатные растения. В то же время в этот день, по народным представлениям, нельзя было «никакое семя сеять». Считалось, что если на Евдокию будет оттепель («курочка из лужицы напьется»), то весна будет ранней. По народным приметам, в этот день также вылезали из норок суслики.

М.А. Рыблова
www.ryblova.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *