Воздвиженье Честного и Животворящего Креста Господня (14/27 сентября)

Этот праздник церковь совершает в память двух событий из истории Креста Господня: обретения его в IV в. и возвращения его от персов в VII в..

В 326 г. римский император Константин, прекративший гонения на христиан, после трех, одержанных им побед над врагами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши». После этого он горячо пожелал отыскать Крест, на котором был распят Иисус Христос. Для этого Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Иисус Христос. Император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения

Разыскивая Животворящий Крест, царица Елена расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанная по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.

Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно стал подносить кресты к тяжелобольной женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда; когда же возложили третий крест, то она тот час исцелилась. Вторая проверка Креста была осуществлена на умершим, тело которого проносили мимо. Когда на умершего возложили третий по счету крест, он ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять (воздвигнуть) Крест, чтобы все могли, хотя бы издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй» и  поклонялся ему, называя его также Честным Древом.

В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма — она скончалась в 327 году. Храм был освящен 26 сентября (по новому стилю) 335 года. На следующий день, 27 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

В народной традиции этот праздник назывался Сдвúженье, Сдвúжень, Сдвúжня. Он считался днем, когда все пресмыкающиеся сползаются («сдвигаются») в стаи и уходят на зимовку. В этот день остерегались ходить в лес. Вместе с тем, если человеку встречалась змея, ее нужно было убить: «Всякие ползучие заползали на зиму – змеи. Если змия ползеть, ее надо убить. Этим человек снимал с себя грех». К этому дню стремились закончить (сдвинуть) все работы на огороде: «Двадцать седьмова сентября всё сдвигають, с огорода убирають». В народе говорили, что если до Сдвиженья не убрать те овощи, которые растут в земле (морковь, свеклу и др.), то они будут жилистыми. После этого праздника (либо после Покрова) начинали пахать землю под зябь.

М.А. Рыблова
www.ryblova.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *