Зимние святки

В XIX в. народный календарь начинался с цикла праздников, объединенных общим названием – Зимние Святки (Святые вечера), которые длились с 25 декабря/7 января по 6/19 января.

Святки были приурочены к зимнему солнцестоянию (самый короткий день и самая длинная ночь), они символизировали переходное состояние природы (поворот солнца на лето) и рождение нового года, начало нового жизненного цикла. Эти древние языческие мотивы в Зимних Святках плотно переплетены с христианскими: именно церковные двунадесятые праздники Рождества Христова и Крещения (Богоявления) отмечают их начало и окончание. Тема рождения Христа воплощается в обрядах, совершаемых как всей общиной (рождественские обходы дворов), так и в каждой казачьей семье в отдельности.

Предшествовал Святкам зимний праздник в честь святого, особо почитаемого на всей Руси вообще, и на Дону, в частности – Николая Чудотворца Зимнего. Он отмечался 6/19 декабря. На Дону, как и по всей России, было много церквей, освященных во имя святителя Николая, поэтому в этот день во многих станицах и хуторах отмечали престольные праздники в честь Николая-угодника.

Святой Николай считался на Дону покровителем мужчин-казаков, а потому день Николы-Зимнего знаменовался здесь также мужскими пирами, которые назывались братчины или никольщины. В этот день казаки покупали в складчину мед и пировали в здании станичного правления. Обычно на это расходовались станичные казенные деньги, или делали складчины (ссыпку). Со временем традиция никольских братчин сходила на нет, к началу XX в. во многих местах она была превращена в простую молодежную забаву.

Рождеству предшествует Рождественский пост. Он начинается с 14/27 ноября и продолжается по 24 декабря/6 января. Продолжительность поста – сорок дней и потому он именуется в Церковном уставе Четыредесятницей. Так как заговенье на Рождественский пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14/27 ноября), то его называют также Филипповым постом или Филипповки.

Практически каждая казачья семья соблюдала предписанные церковью посты. В понедельник, среду и пятницу Рождественского поста церковным уставом запрещалось употребление в пищу рыбы, вина и елея и дозволялось принимать пищу без масла (так наз. сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – можно было принимать пищу с растительным маслом. Употребление в пищу рыбы во время Рождественского поста разрешалось в субботние, воскресные дни и в великие праздники (например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходились на вторник или четверг). От 20 до 25 декабря (старого стиля) пост усиливался, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыбу старались не употреблять.

М.А. Рыблова
www.ryblova.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *