«Трудно вообразить, что представляла бы собой жизнь без праздников. Несомненно, нечто очень унылое, однообразное… Но душа не переносит удручающего однообразия: она требует ярких, цветочных пятен, горящего солнца, смеющегося неба, песни жаворонка, радости жизни. Все это дает праздник».
Святитель Василий, епископ Кинешемский.
Понятие о церковных и народных праздниках
Традиционная календарная обрядность донских казаков формировалась в течение XVIII — XIX вв. В период ранней истории, когда казаки представляли собой военизированные мужские сообщества, на Дону практически отсутствовали аграрные обряды, так как отсутствовала и сама хозяйственная сфера жизни, существовал строгий запрет на землепашество, а средства к существованию добывались исключительно военным промыслом.
По мере перехода казаков к оседлому образу жизни и землепашеству, вместе с формированием у них патриархальной семьи и сельской поземельной общины складывался и комплекс традиционной календарной обрядности, дополнивший существовавшие прежде воинские ритуалы.
В постепенно формирующемся цикле календарных праздников тесно переплетались древние языческие и христианские воззрения; обряды, связанные с периодом мужских военизированных сообществ и поздние – привносимые на Дон новыми волнами переселенцев. Тесно переплетаясь и дополняя друг друга, эти обычаи и ритуалы отражали народные представления о взаимосвязи мира людей и природы, живых и умерших, выполняли важнейшие функции социализации молодежи, солидаризации всего казачьего сообщества.
Календарные праздники донских казаков представляют собой часть русской крестьянской традиции, но имеют и много особенностей, обусловленных, в первую очередь тем, что и в XVIII-XIX вв. казаки оставались профессиональными воинами, правда, сочетавшими воинский статус со статусом пахаря-земледельца. Практически в каждом календарном празднике на Дону главная организующая роль отводилась мужским группам, а элементы воинских традиций плотно вплетались в общую канву аграрных обрядов. Отличались казачьи праздники и четкой организованностью, и большим размахом.
Наконец, очень значимой в казачьей традиции была роль православной церкви. Православные священники принимали участие в масленичных панихидах на старых городках, в так наз. «царских праздниках», в обрядах моления о дожде, в проводах и встречах казаков со службы. Обходы дворов священниками осуществлялись на Рождество, Крещение и Пасху. Большую роль в жизни казачьих станиц и хуторов играли престольные (храмовые) праздники, которые отмечались очень торжественно и пышно. Именно православные (прежде всего, двунадесятые) праздники структурировали народный календарный год и либо сминали своей мощью многие элементы прежней языческой традиции, либо плотно с ними переплетались, обогащая праздники новыми элементами и смыслами.
Само понятие «народный праздник» вобрало в себя и древние (дохристианские) представления, и опыт православной церкви. Причем, со временем, христианские традиции на Дону все более вытесняли языческие, высветляя и возвышая понятие праздника.
Православная Церковь называет праздниками дни, посвященные воспоминанию о каком-либо священном событии или священного лица в истории Церкви с целью расположения верующих к пониманию смысла воспоминаемого события, или к подражанию жизни святых.
Однако святые отцы давали и более глубокое определение понятию «праздник», раскрывая его тайный смысл и понимая его, в конечном счете, как «проявление на земле небесного празднования». Праздник на земле – это, по сути, предпразднование того великого, всемирного праздника, который откроется в царстве Божием по окончании мира. Земной праздник – это открытие того, что ожидает людей в будущем, к чему предназначены они после смерти. В таком понимании праздник становился еще и упованием, и предощущением того блаженства и той славы, которая предопределена верующим в будущем в Царстве Божием.
Наступление Царства Божия понимается в Православии как конец всему временному, земному; с кончиной мира заканчиваются все труды, на которые осужден человек; все бедствия и напасти; все дела и подвиги, за которые человек получит от Бога «венец живота своего». Праздник в таком случае – это представление (или воспоминание) об этом грядущем будущем.
Такое понимание церковного праздника разъясняет и обязательный сбор всех верующих в храмах на торжественное богослужение в праздничные дни (по кончине мира и по воскресении избранные мира также войдут в небесный храм славы Божией), и совершение таинства евхаристии (как знак той божественной вечери и преднебесной трапезы, которой будут причащаться избранники Божии в Царствии небесном), и освобождение от мирских трудов в праздничные дни, и всеобщее светлое торжество даже в дни постов и праздников, связанных со скорбными событиями.
В народной традиции прочно укрепилась именно такая трактовка праздника. Несмотря на множество языческих вкраплений в канву православных праздников, в народном их понимании явно просматриваются представления о том, что в это время как бы стирается граница между землей и небом, Царство небесное становится доступным (например, народное представление о том, что умершие на Пасху сразу попадают в рай), что небесные персонажи (Матерь Божья, святые, сам Христос) спускаются в эти дни на землю и пребывают среди людей. Земля, таким образом, в день церковного праздника принимает образ грядущего Царства небесного. Потому так тщательно и строго готовились казаки к празднику, так истово соблюдали запреты на работу в праздничные дни, считали недопустимым пропустить праздничное богослужение в церкви.
В русской народной традиции важную роль в организации праздника имели представления о том, что в важнейшие точки календарного года происходит наделение всего мира некой жизненной силой, называемой в народе «долей». Распределяет долю между людьми Бог, но люди также обязаны следить за тем, чтобы в праздничный день никто не был обделен, а само наделение происходило «по-божьи, по-христиански».
Отсюда проистекает переплетение в русской календарной обрядности таких древних обрядов, как символическое угощение кашей (выступавшей символом общей доли) умерших предков, домашних и диких животных и, с другой стороны – реальная забота об обездоленных, больных, заточенных в тюрьмы и пр., которая понималась как выполнение христианского долга. В народе верили, что в дни больших праздников в образе нищего может появиться сам Христос или кто-то из его апостолов.
Христианские праздники и посты структурировали всю жизнь казачьей общины, выполняли функцию сохранения традиций, норм и ценностей коллектива. С их помощью казачья община восстанавливало прошлое, воспроизводила в коллективной памяти идеальное будущее и превращало то и другое в настоящее. При этом община обновляла свои переживания, веру, в конечном счете – свою социальную сущность.
Церковный устав по важности вспоминаемых событий делит праздники на великие, средние и малые.
Великие праздники отличает особо торжественное богослужение, накануне совершается Всенощное бдение. К их числу относятся Пасха Христова, двунадесятые праздники и великие недвунадесятые.
Праздник Пасхи – самый главный для православных — отмечается в различные дни марта или апреля (от 22 марта до 25 апреля по ст.ст. в первый воскресный день после весеннего полнолуния).
К двунадесятым праздникам относятся:
1. Рождество Пресвятой Богородицы – 8/21 сентября;
2. Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября/4 декабря;
3. Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта/7 апреля;
4. Рождество Христово – 25 декабря/7 января;
5. Сретение Господне – 2 февраля/15 февраля;
6. Крещение Господне (Богоявление) – 6 января/19 января;
7. Преображение Господне – 6/19 августа;
8. за неделю до Пасхи – «Вход Господень во Иерусалим» (эта неделя называется Неделей Ваии, или Вербным Воскресением);
9. в сороковой день по Пасхе (в четверг) – Вознесение Господне;
10. в 50-й день по Пасхе (в воскресенье) – день Пятидесятницы, или Троицы;
11. Успение Божией Матери – 15/28 августа;
12. Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня 14/27 сентября.
Двунадесятые праздники имеют дни предпразднества, попразднества и отдания праздника. Днями предпразднества Св. Церковь приготовляет верующих к встрече праздника с помощью особых молитв. Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднеств, за исключением Рождества Христова, предпразднество которого продолжается 5 дней и Крещения Господня – 4 дня. Предпразднества не имеет только праздник Входа Господня в Иерусалим.
Дни попразднества составляют продолжение праздника. В эти дни наряду с песнопениями дневному святому Св. Церковь продолжает вспоминать и прославлять события бывшего праздника. Число дней попразднества неодинаково.
1. Рождество Пресвятой Богородицы – 4 дня;
2. Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 дня;
3. Рождество Христово – 6 дней;
4. Пятидесятница – 6 дней;
5. Преображение Господне – 7 дней;
6. Воздвижение Креста Господня – 7 дней;
7. Крещение Господне – 8 дней;
8. Вознесение Господне – 8 дней;
9. Успение Божией Матери – 9 дней;
10. Сретение Господне (от 7 до 0 дней) зависит от той или иной близости праздника к Великому посту.
Последний день праздника называется днем отдания праздника. В этот день святая Церковь вновь сосредотачивает внимание верующих на содержании праздника.
К великим недвунадесятым праздникам относятся:
1. Обрезание Господне и память св. Василия Великого – 1/14 января;
2. Покров Пресвятой Богородицы – 1/14 октября;
3. Рождество св. Иоанна Предтечи – 24 июня/7 июля;
4. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи – 29 августа/11 сентября;
5. Память свв. апостолов Петра и Павла – 29 июня/12 июля.
Средние праздники разделяются на два вида. Одни из них обозначаются в Церковном Уставе красным крестом в красном полукруге и имеют, как и великие праздники, всенощное бдение (дни памяти св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова; св. Иоанна Златоуста, св. Николая Мирликийског; свв. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; св. Георгия Победоносца и др.).
К числу средних праздников относятся и праздники храмовые, т.е. праздники в честь святых, во имя которых освящен данный храм, а также в честь тех святых, мощи которых в нем покоятся. Последование этих праздников отличается от великих тем, что в эти дни совершается служба не только празднуемым святым, но в нее включаются и некоторые другие песнопения. Например, на утрени праздничный канон предваряется каноном Богородице.
Другие средние праздники обозначаются знаком красного креста без полукруга +. В эти праздники совершается служба полиелейная; может быть совершено и бдение. Служба святым, имеющим знак (+), называется «службой святым с полиелеем».
Малые праздники бывают также двух видов. Одни из них обозначаются знаком «три красных точки в красной скобке», что означает службу со славословием (на утрени поется великое славословие, и вся утреня получает праздничное окончание). Малые праздники второго вида обозначаются знаком черной скобки с тремя черными точками в середине, что означает «шестиричную службу», т.е. также в этот день нужно петь на вечерне 6 стихирь святым на «Господи воззвах» из Минеи.
Малые праздники отличаются от обыкновенных дней или умножением на богослужении числа стихир в честь воспоминаемого события, или дополнительным пением Великого Словословия (оно не читается, как в обычные дни, а поется при открытых Царских вратах).
По месту празднования праздники разделяются на:
1) общие, отправляемые всею Православной Церковью (к ним относятся праздники великие, средние и малые);
2) местные, отправляемые в какой-либо одной местности (например, в честь той или иной иконы Божией Матери, или в честь какого-либо святого, которые особенно почитаемы именно в данной местности);
3) храмовые (престольные).
По времени проведения праздники разделяются на неподвижные (непереходные), которые бывают всегда в одни и те же числа месяца (например, Рождество Христово) и подвижные, (которые приходятся в разные числа и даже в разные месяцы, но всегда в одни и те же дни недели, в зависимости от праздника Святой Пасхи (например, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница).
Так как все вообще праздники совершаются Церковью во славу Божию, или в честь Божией Матери, или в честь святых, то по этому признаку праздники разделяются еще на три разряда: праздники Господни (Рождество Христово, Преображение и др.), праздники Богородичные (Рождество Пресвятой Богородицы, Введение Ее во храм и др.) и в честь святых (апп. Петра и Павла, пророка Илии, святителя Николая и др.).
Кроме церковных праздников есть еще праздники церковно-гражданские, установленные в память таких событий, которые совершились хотя и не в церкви, а в гражданском обществе, но имели для Церкви (в ее связи с государством) важное значение. К ним относится Новый год, а до революции 1917 г. – так называемые Царские дни (дни восшествия на престол, коронования российских императоров, дни рождения и тезоименитства императора и императриц и наследника престола). В казачьей традиции Царские дни отмечались очень пышно: с выносом хоругвий и икон, торжественными воинскими парадами и пр.
Церковный календарный год (а вместе с тем – и вся жизнь семьи и общины) структурируется не только с помощью праздников, большая роль в организации и календарного времени, и всей духовной жизни верующих отводится постам.
Рыблова М.А., профессор, доктор исторических наук.
www.ryblova.ru