Пасха

В православной традиции Пасха является главным праздником и, более того, определяется как суть христианства, так как связана с основой христианской проповеди – рассказом о смерти Христа за грехи людей и его воскресении.

Пасха относится к числу больших двунадесятых, подвижных  праздников. Она отмечается в первое воскресенье после наступления полнолуния, следующего после дня весеннего равноденствия (как правило, этот день приходится на временной промежуток от 7 апреля до 8 мая).

В храмах вечерняя горестная служба Страстной субботы переходит в Пасхальную утреню – самую светлую службу в году. В ночь со Страстной субботы на Воскресенье проходит всенощная служба. Утром, после этой службы православные троекратно целуются, поздравляя друг друга с праздником. По окончании Литургии в церквах освящается áртос – большой хлеб, общая просфора, на верхней корке которой вытеснено изображение Воскресения Господня. Всю Светлую седмицу совершаются крестные ходы вокруг храмов – с иконой Воскресения Христова, Евангелием и артосом. В субботу Пасхальной недели артос раздробляется и раздается верующим после Литургии.

Пасхальный артос – символ Иисуса Христа. Обращаясь к ученикам, он говорил: «Я есмь хлеб жизни… Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес, ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мира».

После завершения литургии Великой субботы или утром Светлого Христова Воскресения происходит благословление брашен, т.е. освещаются пасхи, яйца и прочие праздничные припасы. Таким образом верующим дается разрешение от поста.

Одна из особенностей православной Пасхи заключатся в том, что в течение всей Святой Седмицы в церкви бывают открыты святые (царские) врата, ведущие в алтарь. Всякий входящий в храм, мог наблюдать необыкновенное и величественное зрелище открытого алтаря и соотнести это явление с новозаветными событиями. Открытые святые врата символизировали открытие ворот рая, произошедшее вместе с воскресением Иисуса Христа. Смерть и воскресение Христа открывали верующим вход на небо, в царство Божие.

В течение пасхальной службы и далее (во всю Святую седмицу) храмы оглашаются многократными восклицаниями священнослужителей «Христос воскресе!» и единогласным ответом всех прихожан «Воистину воскресе!». Освященное употреблением в церкви это радостное приветствие повторяется затем и вне стен храма, при встречах со знакомыми и незнакомыми в течение сорока дней.

Впервые же радостные слова «Христос воскресе!» произнес Ангел, приветствовавший жен мироносиц, пришедших ко гробу Спасителя с ароматами, чтобы помазать Его тело. Блиставший белыми одеждами Ангел сказал им: «Не ужасайтесь! Вы ищите Иисуса распятого; Его здесь нет. Он воскрес». Приветствуя друг друга словами «Христос воскресе!», верующие уподобляются этому Ангелу. А отвечая на приветствие словами «Воистину воскресе!», они уподобляются первым ученикам и ученицам Господа, когда по воскресении Его, они, беседуя между собой об этом событии, говорили: «Воистину воста Господь».

Вместе с произношением приветствия, православные обмениваются яркими (обычно красными) пасхальными яйцами. Красное яйцо, как символ возрождения жизни, было известно на Руси задолго до принятия православия. Этот древний языческий символ широко использовался в обрядах первого выгона скота на пастбище, первой борозды и первого сева.

В христианской традиции появление красного яйца связано с именем

равноапостольной Марии Магдалины. Исцеленная Христом  от злых духов, она первая увидела воскресшего Спасителя. Эту радостную весть и учение Господа она понесла по миру. Однажды пришла она в Рим во дворец к императору Тиберию. По обычаю, приходя к императору, люди должны были принести какой-нибудь подарок. Богатые приносили дорогие дары, а бедные – что могли. У Марии Магдалины, когда-то богатой и знатной, теперь ничего не было, и она принесла во дворец одно яичко, протянув его Тиберию со словами: «Христос воскрес!». Император не поверил этой вести и сказал: «Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых?! В это трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным». И пока он говорил, цвет яйца в руках Марии постепенно стал меняться, и, наконец, оно оказалось ярко-красным. С тех пор, говорит предание, у христиан появился обычай дарить друг другу на Светлой Неделе крашеные яйца с радостным возгласом «Христос воскрес!» и троекратным целованием.

Немалую роль в широком утверждении этого обычая сыграла древняя символика яйца, связанного с идеей рождения новой жизни из мертвой скорлупы, т.е. того же воскресения и обновления жизни. Красный цвет, связанный в народной традиции с кровью и жизненной силой, в христианстве понимался как символ пролитой Христом крови, которой он омыл грехи людей, избавив их этим от вечной смерти.

На Дону Пасха (по-народному, Паска, Святая, Великий день) всегда почиталась как самый главный и радостный праздник. Его основные черты – те же, что и в общерусской традиции. Народные гулянья длились всю Светлую седмицу, в течение которой соблюдался запрет на работу. Как и в общерусской традиции, на Дону бытовало представление о том, что рано утром в Светлое воскресенье «солнце играет»: «то зеленые, то красные луча появляются». Считалось хорошей приметой, увидеть это явление. В народе также верили, что на Пасху отворяются небесные врата, на землю спускаются души умерших предков и происходят всевозможные чудеса, например, прозревают на короткое время слепые.

Традиция держать в храмах открытыми Царские врата породила в народе представление о том, что если человек умирал на Пасху, то сразу попадал в рай, так как и райские врата были открыты в этот день. В народе также верили, что от Пасхи до Вознесения Господня (т. е. в течение сорока дней) Христос с дружиной апостолов под видом нищих ходят по земле, испытуя души человеческие. В том числе и поэтому накануне Пасхи и в самый праздник православные совершали дела милосердия: посылали куличи и другую праздничную снедь в приюты, больницы, богадельни и тюрьмы. В этих представлениях реализовывалось христианское понимание праздника, как времени, когда мир земной приобретает облик Царства небесного.

В Пасхальную ночь в станицах и хуторах никто не ложился спать, в полночь все отправлялись в церковь на всенощную службу. Рано утром в церкви освящали куличи и яйца, при этом хорошие хозяева не забывали и о «домашней худобе»: освящали также пшено для цыплят и соль для скота. Освященными яйцами затем обменивались, а при обмене «христосовались» – троекратно целовались.

По возвращении с церковной службы домой разговлялись мелко накрошенными в молоко яйцами, салом и творогом. Ели куличи и творожные паски. Затем приступали к праздничному обеду с мясом, щами и пирогами.

После разговления было принято ходить на кладбище («поминать родителей»), куда в большом количестве приносили еду, накрывали столы. Кусочки пасхи и яйца клали на могилы (яйца иногда зарывали).

После посещения кладбища казаки и казачки надевали лучшие свои наряды и выходили на улицы станиц и хуторов. Начались массовые народные гулянья и катания яиц. Они длились всю Светлую Седмицу.

Церковь не одобряла обычай посещения кладбищ на Пасху, считая, что этот день нужно проводить в храмах. Возможным временем ближайшего посещения кладбищ и поминовения умерших церковь признавала народный праздник Радоницы, который отмечался на 9-й день по Пасхе, во вторник Фоминой недели. Однако донские казаки (точнее – казачки) и здесь внесли свои правки, отмечая поминовениями понедельник Фоминой недели (Фомин понедельник) или предшествующее ему воскресенье, называемое по-народному Красной горкой.

Организуя пасхальные развлечения, казаки разделялись на большие группы: взрослые мужчины играли на яйца «в орла», дети играли с яйцами отдельно, парни и девушки – собирались своими компаниями. И взрослые и молодежь развлекались «катанием яиц»: во дворе или на какой-то ровной площадке раскладывали яйца по 2 штуки на расстоянии 0,5 м. Затем с помощью мяча (из тряпицы или остатков шерсти), пытались попасть в яйца. Тот, кто попадал, забирал яйцо себе. Играя «в подкучки», каждый зарывал по нескольку яиц в землю или песок, делая одновременно и «пустые» кучки. Ведущий должен был угадать, в какой кучке есть яйца. Угадав, забирал яйца себе.

Дети, помимо забав с яйцами играли также и в другие игры: «с коня на конь», «чехарда», «краски», «квач», «сверни голову», «в зайца», « в шарá», «в цыгана», «в ярки», «в шуты»,  «в чижа», «в чушки», «в четки», «городки», «в клинушки», «третий лишний», «в уточки», «горелки» («горелушки»), «в соседушки», «в тягу», «нарыв», «кулючки» («стукалки»), «вышибала». В течение всей Пасхальной недели громко звучали песни.

Пасхальная неделя была временем особой активности молодежи. Парни и девушки устраивали в это время качания на качелях и каруселях, устраивали игрища и карагоды. Наиболее распространенными были хороводы «Селезень и уточка», «Плетень», «Женитьба Дуная». Молодежные игрища и хороводы длились до глубокой ночи.

В станицах нынешнего Иловлинского района на Пасху было принято уделять особое внимание пастуху: ему несли со всех дворов куличи, яйца, сало и прочую снедь.

М.А. Рыблова
www.ryblova.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *