Первый выезд в поле

Во многих донских станицах подготовку к весеннему севу начинали с освящения семян. В церковь приносили и ставили рядами узелки с пшеницей, ячменем, овсом, льном, просом, семенами бахчевыми и огородными. Каждый хозяин ставил в своих рядах зажженную свечу, а сбоку клал ковригу хлеба. После освящения, иногда в тот же день, станичники «распылялись по полям» и начинали полевые работы.

День первого выезда в поле считался чрезвычайно важным. Вся семья надевала праздничные одежды и после прочтения молитвы садилась за стол, на котором, кроме обычной еды, «стояла хлеб-соль». Уезжая в поле, ее оставляли на столе. В поле, прежде чем приступить к боронованию зяби, раскладывали по углам надела кресты/крестцы, которые выпекались на Средокрестье. В процессе боронования «кресты» собирали и по окончании работ съедали. В хут. Авилове (нынешний Иловлинского р-н Волгоградской обл.) перед выездом в поле крест переламывал о свою голову хозяин дома и говорил «С Богам!». Иногда в поле кресты крошили и посыпали ими пашню.

В некоторых поселениях в рассевальник (мешок с посевным зерном) крошили остатки масленичных калачей. В  других местах перед началом полевых работ съедали по нескольку освященных зерен и просвирок, которые выпекались на Благовещенье. Брали с собой в поле и там съедали также «лестницы», которые выпекали на Вознесение или «жаворонков», сохранявшихся со дня Сорока мучеников. Казаки верили, что сила освященной выпечки передастся земле, что будет способствовать хорошему урожаю.

М.А. Рыблова
www.ryblova.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *