Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение)

Этот двунадесятый праздник отмечался за неделю до Пасхи. Обрядность этого дня должна была напомнить верующим торжественный въезд Христа в Иерусалим, когда его встречали люди в праздничных одеждах со свечами и зелеными ветками финиковых пальм в руках. На Руси пальмовую ветку заменила цветущая верба, ветки которой прихожане приносили в этот день в церковь для освящения. Вербные ветки (ваии) символизировали также пробуждение человека после смерти, как пробуждается природа после зимнего сна. В тропаре ваии называются знамениями победы.

На Дону, как и повсеместно в России, по возвращении из церкви домой веточками хлестали детей, приговаривая: «Вербохлест, бей до слез! Чтобы были здоровыми!»; «Вербохлест, бей до слез! Вставай раньше, беги дальше!»; «Не я бью, верба бьет!». Эта традиция была связана с верой в то, что освященная ветка дерева передаст детям здоровье и жизненную силу. Взрослые люди стегали ветками вербы друга друга, слегка били ими домашних животных.

Освященные вербочки вставляли в ворота, клали на киот у икон – чтобы защитить дом и двор от «нечисти» – и хранили там до следующего года. Часть вербочек сохраняли до Пасхи и украшали ими пасхальные куличи.

На Дону и до сих пор широко бытует поверье, что если посадить «свяченую» вербочку, то на этом месте в момент «светопреставления» (конца света) будет бить источник живительной воды, в то время как нигде больше ее не будет.

М.А. Рыблова
www.ryblova.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *